Весна 1985 года, «дедушки» 2 дшр
afanasiev-001
Усов, Чиликин Александр, Трубчанинов Игорь и Афанасьев Олег (внизу), 2 дшр, весна 1985 г.


Это фото было сделано сразу по возвращению с одной из операций в Кандагаре, ребята уже успели переодеться, а я еще нет.
Мы уже были "дембелями", и судя по прическе, это дней за 30-40 до приказа, то есть это весна 1985 года.
Кто-то выбежал из соседней палатки с фотоаппаратом, когда мы проходили мимо и говорит, мол, давай сфоткаемся. А, вспомнил, по-моему, это был Серов из разведвзвода, их палатка находилась рядом с нашей, и он говорит, давайте дедушки 2 роты, становитесь, я вас сфоткаю..
Тогда, помимо нас, дембельнулись из 2 роты Безноздрый Володя, Королев Витя, Махмудов, всех уже не помню, к сожалению.
Усов и Чиликин пришли с учебки Гайджуная (Литва), Усов готовился там на механика-водителя БМД, но так как к тому времени БМД в батальоне уже не было, а были БМП, его направили в минометный взвод в качестеве мех-вода уже не помню чего...
Он был с ротой в качестве простого пехотинца в командировке в Баграме, куда наш батальон был отправлен для участия в большой армейской операции против Ахмад-Шаховских бандформирований.
Когда сформировывали разведвзвод, Усова перевели туда механиком-водителем БМП.
Насколько я помню, он был из Киева. Нормальный, спокойный, исполнительный парень, без каких-либо закидонов, ничем особо не выделялся,
Чиликин Александр - тоже пришел из гайджунайской учебки ВДВ, он был у нас в роте был заместителем командира 1 взвода, очень ответственный, отличный организатор, по настоящему трудяга, а "дембельнулся" самым последним из нашего призыва в роте, как-бы не в августе аж!
Когда мы уже улетали, он с такой грустью нас провожал...Командование роты ему постоянно говорило, что мол, подожди, тебе еще замена не пришла.  Он был из Тамбовской области, Бодревский район.
С Шурой Чиликиным случай вспомнил смешной, который мог стать и трагическим...
Пришло в роту молодое пополнение, и их направили наводить порядок в палатки. Так вот, они там собирали разный мусор, и засовывали его в печку, дескать, сожгем потом. В палатке валялся оброненый кем-то ВОГ (граната) от подствольного гранатомета ГП-25, и молодые солдаты, на тот момент еще не зная, что это такое (подумаешь, железка цилиндрическая какая-то), тоже бросили его в печь. Шура же зашел в палатку погреться, сел у печи и разжег огонь.
Мы слышим взрыв в третьей палатке, бегом туда, видим - из палатки с обожженым лицолм выбегает Чиликин.
- Сел, - говорит,- погреться на свою голову!
- Радуйся, что они не "эфку" (гранату Ф-1) туда бросили!
Во время достаточно известного вертолетного десантирования в Залахан в начале 1985 года (о нем пишут даже американцы в своих справочниках как об одном из самых успешных вертолетных десантов советской армии в афганской войне - читайте в разделе сайта "Статьи") 1 взвод старшего лейтенанта Головина Вячеслава, в котором Чиликин был его заместителем, захватил склад оружия и амуниции "духов".
Тогда бабаев удалось застать врасплох, и они, ошалевшие от невесть откуда взявшихся вертолетов с десантом на борту, побежали в сушилку, где хранилось основная часть оружия. Часть из них успела добежать до сушилки, и они стали отстреливаться, а часть нет, их уничтожил своим огнем 1 взвод.
Затем 1 взвод захватил и эту самую сушилку, а по совместительству склад оружия, боеприпасов, амуниции и прочего. После этого "рейда" в роте появилось много "нагрудников" (прародителей современных "разгрузок"), на них была нарисована арабская вязь фирмы-изготовителя, и было сразу видно, что вот этот нагрудник был добыт в бою именно в Залахане.
Командир 1 взвода Головин, когда видел такой нагрудник, говорил с гордостью:
- Это "наш" нагрудник, из Залахана.
Далее Турчанинов Игорь, командир минометного расчета минометного взвода, он из города Никополь Днепропетровской области.
После армии мы вместе поступили в днепропетровский медицинский институт, это я его "подбил", дескать, зачем тебе строительный, давай со мной в медицину.
Игорь пришел во 2 роту из "учебки" г.Иолотань (Туркмения), он еще успел застать командира взвода Горошко Вячеслава, одного из самых по-настоящему "боевых" офицеров кандагарского десантно-штурмового батальона того периода.
Рассказывал, как в одном боестолкновении, когда "духи" подобрались к нам уже совсем близко, и находились буквально за соседним дувалом, а наклона минометной треноги уже не хватало для прицельной стрельбы по противнику, старший лейтенант Горошко установил трубу в плиту, и держа ее своими руками почти вертикально, вел огонь на глаз, с таким расчетом, чтобы мины падали за соседним дувалом.
Как-то в армейской операции в Баграме Игорь - а минометчики всегда тащили на себе больше всех амуниции - это и сама труба, плита, плюс тренога, и все это нужно было им нести помимо обычного боекомплекта (Игорь же носил плиту), и вот мы поднимаемся в гору, вижу я, что Игорь уже еле-еле идет. Дай, думаю, помогу ему.
Взял плиту и понес. Спрашиваю его:
- Вода есть?
- Да, конечно, вот, - и дает мне фляжку.
Я только успел хлебнуть пару глотков, как меня увидел командир роты Запорожан...
- Солдат, кто тебе разрешил воду пить! Да это невыполнение приказа! Я тебя сейчас расстреляю! - и давай меня "мочить".
Я лицо стараюсь прикрыть руками.
- Ах, да ты еще и прикрываешься руками! - совсем рассвирипел он.
Наутро у меня образовалась приличная "фара" под глазом, и когда я в составе команды за водой пошел вниз к реке, он меня увидел и говорит:
- Доктор, а что у тебя с глазом?
Ну я на него без обид, просто попал под руку... Пили-то воду все втихаря, просто я оказался не в нужное время не в нужном месте.
Вечером у нас постоянно был чай, либо из пакетиков, либо из колючки.
...Такие вот воспоминания при виде этой фотографии.

 

Афанасьев Олег, 2 десантно-штурмовая рота 1983-1985 гг.

{jcomments on}

 

70 ОМСБР