Бой за Чарбах

Чарбах (Charbagh)- расположен в зеленой зоне между г. Кандагар и рекой Аргандаб, в обиходе эта местность обычно называлась "северный Кандагар". Чарбах часто называют крепостью, но это не совсем так... Скорее, это большой двор-усадьба богатого афганца, выстроенный с таким размахом, что внешне он и правда напоминал крепость.

Начало

6 апреля 1981 года перед десантно-штурмовым батальоном 70 ОМСБр была поставлена задача - прочесать зеленую зону сразу за северной окраиной Кандагара, между горой Пири-Паймаль и рекой Аргандаб, так как по разведданным в каком-то из расположенных  там кишлаков, предположительно в местечке Чарбах находится склад боеприпасов и  амуниции духов, воюющих в данном районе. Приказ - найти и уничтожить. Начало операции - 4-00 утра 6 апреля 1981 года.  
Штаб батальона располагался под горой Сургар, около дороги Кандагар-Шинданд, батарея 120 мм минометов находилась около моста через реку Аргандаб, неподалеку от нагаханского поворота. 
Действовать предполагалось следующим образом... По центру, по  отходящей от бетонки и  петляющей между садов и виноградников грунтовой дороге, ведущей к Чарбах, начала продвижение  вторая рота ст. лейтенанта Ханина Е., первая рота под командованием  ст. лейтенанта Майорова В. должна была обойти указанный район справа и зайти в него со стороны г. Пири-Паймаль, третья рота под командованием ст. лейтенанта Хмеляра В. заходила параллельно второй, немного левее. Вторая десантно-штурмовая рота использовалась в качестве основной боевой единицы, так как ее командир - старший лейтенант Ханин уже давно командовал ее, в то же время как командиры других рот - старшие лейтенанты Майоров В. и Хмеляр В. - были совсем недавно назначены на должность и не успели еще как следует к тому моменту ознакомиться с личным составом подчиненных им подразделений. Вместе со второй ротой в зеленку пошли в качестве проводникой три местных афганца. Так как этот район совсем недавно уже прочесывался мотострелками, но результата не дал и духи ушли от пехотинцев за реку, то в этот раз для предотвращения их бесприпятственного отходы было принято решение выставить на месте их вероятного отхода в качестве засады усиленную 82-мм минометами и АГС группу десантников под командованием заместителя начальника штаба капитана Лысенко. Предполагалось, что три роты, двигаясь параллельно друг другу при поддержке бронетехники, прочешут данный район, выявят места вероятного нахождения тайников с оружием, выйдут к реке Аргандаб, заберут эту группу и вернутся обратно. 
Но как часто бывает в жизни, человек предполагает, а бог располагает. Группа капитана Лысенко Н. и командира взвода АГС старшего лейтенанта Кадымова Т. в количестве 30 человек вместе с проводником из местных жителей выдвинулась ночью от моста через реку Аргандаб в указанный им район. Капитан Лысенко: "Мы уже вышли на задачу, чуть севернее кишлака Нагахан, но проводник и не думал останавливаться... Нас это насторожило, тем более что с горки Когак в районе кишлака Нагахан кто-то постоянно подавал сигналы фонариком и было очевидно, что если нас здесь зажмут душманы, никакая подмога не сможет отсюда никаким образом нас вытащить, потому как местность была очень заболоченная, "броня" сюда никак не пройдет, а место, пригодное для посадки вертолета, мы нашли только одно, но вряд ли противник позволил бы бесприпятственно приземлится "вертушке". План было решено изменить, просто прочесать этот берег реки и вернуться еще до рассвета обратно, а уходящих духов из района основной прочески было решено уничтожать вертолетными ударами". Каждой роте в качестве огневого усиления был придан танк, а первой роте помимо танка еще и "Шилка".
Танк, приданный роте старшего лейтенанта Ханина, двигался позади ротной брони. Дорога была очень узкая - справа дувал, слева дувал с текущим под ним арыком. Командир роты находился на первой БМД. Чем дальше рота углублялась в зеленку, тем уже и уже становилась дорога, и в конце-концов она сузилась до такой степени, что техника уже не могла двигаться вперед.
- Где крепость, мать вашу? Сколько нам еще идти? Вы куда нас завели?- заорал на бабаев ротный.
Афганцы, что-то пролопотав по своему, показали направление пальцем.. Мол, где-то там.
- Проводники, ...ь, на мою голову.. Рота, к машине! Первый взвод, рассредоточиться справа! Машины назад! Танкисты, как хотите, разворачивайтесь на этой улице, но моя броня должна отойти назад из этого тупика!! 
Танк, взревев двигателем и выпустив клуб сизого дыма, начал пятится назад.
Первый взвод под

командованием ст. лейтенанта Никитина начал выдвигаться на указанный рубеж справа. Роте в некотором смысле повезло, так как духи банально прошляпили тот момент, когда ротная броня вместе с пехотой были зажаты все вместе в этом тупике между высокими дувалами, здесь они могли положить всю роту. Но духи проспали лишь этот момент, но не все полностью, и на выдвигающийся первый взвод обрушился шквал огня.
Очередью из пулемета был сражен Загуменнов и смертельно ранен Карнаухов, ранен командир минометного взвода Черлянцев.
"Черлянцеву перебило сухожилия под коленями обеих ног, так что он их не мог сгибать, - рассказывает Баскин Юрий - и мы тащили его сначала, кажется со Щелоковым, подхватив под руки. Он от шока в ступоре был, молча висел у нас на плечах не пытаясь даже подтянуться на руках, чтобы крепче держаться за наши шеи и тем самым нам помочь. Так и висел на наших плечах, подреживаемый нами с двух сторон, а его ноги волочились по земле, и когда цеплялись носками за кочки, то нам приходилось аж приседать от тяжести. Но тут плащ-палатка образовалась. Мы положили на нее Черлянцева вместе с его автоматом и уже вчетвером потащили дальше. Вот тут он и gorin_charbagh_04стал приходить в себя и закричал, что нас здесь всех убьют. Ротная броня после выхода из дорожного тупика, в котором первоначально оказалась, располагалась метров двести позади на небольшой возвышенности – туда приносили наших раненых и там же находились афганские солдаты, которые в бою не участвовали и даже в кишлак не заходили, а просто наблюдали все со стороны. Черлянцева мы передали экипажам машин, находящимся рядом с техникой."
А наступающий взвод ст. лейтенанта Никитина залег, отстреливаясь, и начал искать варианты выхода из сложившейся ситуации. Было решено обойти обороняюшихся с флангов и забросать обороняющихся гранатами. Духи не выдержали натиска наступавших и обратились в бегство, бросая оружие. Осматривая их позиции, стало понятно, что группе сильно повезло -  пулемет обороняющихся заклинил, перекос патрона! Ну что тут сказать! Везет тому кто везет! С этого пулемета Свешников спустя минуту стрелял вслед отходившим духам.
- Да уж, веселое начало дня - размышлял командир 2 роты. Что делать? До конечной цели еще черт знает сколько идти, а на руках уже двое убитых, раненые, много оружия отступивших в панике духов - пулеметы, гранатометы, винтовки. Оружие то ладно, но надо вывозить убитых и раненых. 
Отходим! Забрав трофеи, пехота отошла к ротной броне.
Собравшись на небольшой поляне около боевых машин, проверили оружие, людей и командир роты дал команду начать движение обратно на КП батальона.
-Кто дал команду отходить? - спросил комбат Анномурадов.
-Кто, кто! Как я могу идти вперед с такой обузой на руках! Мне их что, бросить в зеленке? Ты кого мне дал! Эти обезьяны-проводники меня вывели практически под духовские стволы! Я просил вертолеты для отправки раненых.. Где они?
-Уже на подлете, сейчас будут. Ладно, не кричи. Ты вон сколько захватил оружия!
-Да что мне твое оружие, у меня люди погибли!!
Ханин развернулся и вышел. Рота развлекалась на улице трофейным оружием - а пробьет ли винтовка дувал или нет?
-Все ко мне! Садись! Рассказываем, кто что видел! Где, кто, кого, чего - все до мельчайших деталей!
Выслушав всех, команда:
-Вперед!
И рота пошла в зеленку второй раз..

Чарбах

Выставив по кругу броню в присмотренном еще в первый заход небольшом саду и оставив там лишь экипажи, пехота двинулась далее, к месту первого боестолкновения. Там все оставалось нетронутым, лишь брошенные тапочки указывали путь, куда убежали отступившие духи. Взвод старшего лейтенанта Анатолия Никитина шел правее. Подобрав брошенный душманами мегафон и повесив себе на шею, Ханин повел роту далее к крепости.
Вот так, ориентируясь по брошенным бежавшими в панике духами тапочкам, рота вышла прямо к центральном воротам старинного укрепления. 
Чарбах выглядел грозно - высокие мощные глиняные стены, верх которых было не виден из-за кроны деревьев, и центральный вход  в виде огромных ворот высотой не менее четырех метров и шириной метров пять, которые были заперты. 
Надо брать!!  А как? Рота рассредоточилась перед крепостью, взяв ее в полукольцо.
Ханин: - "Мы залегли прямо напротив ворот, справа от меня лежа Толя Кундарев. Но разлеживаться нет времени, надо открыть ворота! Я его спрашиваю: "У тебя "муха" есть? Давай сюда! Кундарев, давай местами поменяемся, мне неудобно отсюда стрелять, не видно мне отсюда нормально ворота!" Мы поменялись с ним местами. Я произвожу выстрел, все заволокло дымом и пылью, и из-за ворот через пролом, сделанной гранатой, в тот же момент по нам ударил пулемет. Пули били прямо перед нами и свистели вокруг нас, как в меня не попали, сам не понимаю.. Я то еще стоял на ногах и залечь еще не успел. Падая на землю -gorin_charbagh_05 вижу в полете, как пуля попадает Кундареву прямо в откляченную задницу, по касательной, со стороны это выглядело, как-будто кто-то ударил его по заднице рукой. 
-Что такое, Толя? Пуля в зад? Больно?
-Аааа!
-Не ори, ничего страшного!
Духи расположились также наверху стен и на деревьях сразу за воротами. Положение осложнялось тем, что что невозможно было определить, откуда ведется огонь сверху, так как деревья росли прямо у стен и их крона закрывала верх крепостной стены, и ротный приказал отступить за дувал перед поляной. Помимо раненого Кундарева, были ранено еще двое, оба в пятки.
Собравшись за дувалом, провели краткую перекличку. Все на месте? Нет Кушнарева! Как нет? Где Кушнарев? Кто был рядом? Магомедов: 
- Я..
- И где он? Почему ты здесь, а он остался лежать там? Рота! По моей команде открываем огонь из всего, что у нас есть и вытаскиваем Кушнарева! Магомедов, ты его выносишь!
Рота ударила со всех стволов и Магомедов под прикрытием огня подбежал к убитому Кушнареву, взвалил его на плечи и побежал обратно. И тут едва не оказали "медвежью" услугу прилетевшие на поддержку вертолеты. Вертушка дает очередь из пулемета, и пули ровной строчкой ложатся рядом с несущим на на себе убитого Кушнарева Магомедовым.  
- Уберите вертолеты, пока они нас не перестреляли, тут все равно они ничем не помогут, тут нечего не разберешь.. Иначе я сам сейчас по ним начну стрелять! - кричит по связи Ханин.
По связи передают приказ комбата - крепость нужно взять.
- Кем мне ее брать! Нас всего 29 человек, вместе со мной и взводным Никитиным! Где первая, где третья роты?
- Я дам тебе в усиление людей из управления батальона!
- Да уж, спасибо.. Вот уж усиление так усиление, связисты да писаря!!
Рота рассредоточилась перед воротами, заняв круговую оборону.
По радиосвязи было слышно, что в засаду попала одна из групп 1 роты. Стало ясно, что рубка в зеленке сегодня завязалась нешуточная..
Бежит Свечников и кричит, что видит подходящую пехоту.
- А с чего ты взял, что это наша пехота?
- Да там с ними Антонов идет, я ж помню его, когда он был ротным 1 роты.
Их прислали потрепанной за день 2 дшр в усиление.
Боковым зрением Ханин видит, как к другой стороне крепости идут вышедшие из зеленки 2 солдата, но по ним никто не стреляет. Но некогда думать, кто это и как они там оказались, потом разберемся!
Через минуту атака. Вперед!
Крепость оказалась пуста! Вроде только что там были духи, и уже никого нет!
В крепости никого не оказалось, противник отступил. Вот в чем уж точно нельзя было отказать духам, так это в мобильности и сообразительности. Увидев, что наступавших уже не 29 человек, а гораздо больше за счет подошедшего подкрепления в лице пехоты, они поняли, что численный перевес уже на на их стороне и дело пахнет для них керосином, душманы быстро отступили и растворились в зеленке.
И тут Ханин вспоминает про двух солдат, виденных им перед атакой. Выясняется, что оба из первой роты и посланы за помощью - их группа попала в засаду.
- Свечников, остаешься со своим взводом и убитыми и ранеными здесь в крепости! Остальные, за мной! "Колобок"(это прозвище Свечникова), ну не смотри на меня так, такими грустными глазами! Мы быстренько там управимся! 
Но духи хоть и отступили, ситуацию таки мониторят - при попытке перелезть через стену сразу же очередь из автомата! В другом месте - тоже самое..  Срочно надо найти дыру в стене!
Есть! У самой земли в стене было заложенное кирпичами некое подобие окна. Выбили кирпич ногами - тишина, ротный первым выскочил наружу - пока тихо..

1 десантно-штурмовая рота, немногим ранее..

Первой десантно-штурмовой роте для того, что бы выйти на исходный рубеж прочески, пришлось сделать большой крюк через центр Кандагара. Усилена рота была танковым взводом, "Шилкой", также была радийка P-142. Старшим в колонне был заместитель начальника штаба

батальона капитан Лысенко, который должен был корректировать огонь артиллерии и авиации с горы Пири-Паймаль. Проехав Кандагар без проишествий, 1 дшр подошла к району прочески, который практически вплотную примыкал к северной окраине города и спешилась, так как далее по зеленой зоне броня уже не могла идти из за сложного рельефа местности. Было решено оставить бронегруппу там же, у подножия горы, а самим начать продвижение в зеленку. Капитан Лысенко поднялся на гору для корректировки огневой поддержки батальона.
Командир 1 дшр старший лейтенант Майоров:"Опыт таких прочесок у меня был, еще с 1980 года в Нагахане..
Построение было следующее: на левом фланге 2 взвод ст. лейтенанта Самсонова, потому что замполита Гайдара я не мог поставить на фланг, ведь это же его первый рейд был, потом был замполит, далее командир минометного взвода Сианозов. Для меня всегда было важно, что при проческе солдаты всегда видели соседа справа-слева, это очень важно для психологической уверенности личного состава.
Я же был на самом правом фланге с 3 взводом и частью пулеметного. По прошествии какого-то времени мне докладывают, что нет визуальной связи с соседним взводом, а также пропала радиосвязь, абсолютно со всеми, даже с управлением батальона. Связист постоянно запрашивает по радиостанции то тех, то этих, но ответа ни от кого нет. Но я особенно тогда не переживал: "Самсонов и Сианозов опытные взводные, там около 30 человек солдат с 3 офицерами". Попытался связаться по радиостанции с замначштаба Лысенко, который корректировал огонь артиллерии с г.Пири-Паймаль, но связаться и с ним не получилось. Моя группа тем временем продолжала движение вперед к реке Аргандаб, мы вышли на берег и только там на берегу мне удалось связаться с командиром минометной батареи, находящейся около моста. Через него спрашиваю Лысенко: "У меня нет никакой связи с тремя взводами своей роты, я же с двумя уже вышел на указанный рубеж. Мои действия?"
Замначштаба Лысенко мне передает:"Выходи обратно!" Я выхожу со своей группой обратно к нашей бронегруппе и там мне передают, что три взвода 1 роты попали в засаду и мне надлежит срочно выдвинуться к ним, тем более что командир 2 роты Ханин, бросившийся на помощь той группе, сам запросил помощи. Мы быстро выдвинулись к месту боя.
Когда нам оставалось метров 200-300 до указанного места, сильная стрельба там уже прекратилась, по связи опять же через минометчиков мы предупредили находящихся на месте боя, что мы уже на подходе. Дело в том, что мы были очень грязные, в непонятно в какой одежде и была опасность, что свои примут нас за духов и мы начнем стрелять друг в друга.
gorin_charbagh_06Натыкаемся на какого-то солдата 2 роты, который нам говорит, что все уже закончилось и их ротный вон там, там же погибшие и раненые. Только мы уже собрались уходить к своей броне, так как уже начинало темнеть, как комбат Анномурадов передает через Лысенко приказ:"В 3 роте ранен их ротный Хмеляр, они находятся очень далеко от своей брони, забери их тоже".
Я со своей группой выдвинулся в их направлении, 3 дшр находилась метрах в 400 от нас за крепостью, на левом фланге батальона, неподалеку от реки Аргандаб. В их сторону вела грунтовая дорога, по которой мы прямиком и вышли на них. Командир 3 роты был ранен тремя пулевыми ранениями, выглядел очень плохо и была опасность, что он не выживет. Забрав его и личный состав роты, а также на обратном пути своих раненых и убитых, мы двинулись к своим машинам, там проверили оружие, личный состав, а также забрав спустившегося с горы капитана Лысенко, рота той же дорогой через Кандагар двинулась на КП батальона.
В самом городе, неподалеку от "площади с пушками", а точнее около пакистанского консульства, наша колонна была обстреляна из гранатометов, граната чудом не попала в головную МТЛБ роты. "Кто видел, откуда выстрел?"- закричал Лысенко, но никто не успел ничего разглядеть, настолько внезапно произошел обстрел, да и сыграло свою роль наверное и то, что личный состав после такого насыщенного событиями дня просто расслабился и по сторонам внимательно не смотрел. Но тут выручила шедшая следом "Шилка", они успели увидеть, откуда был выстрел и из всех своих четырех стволов размолотили в труху место, где прятался гранатометчик. После этого наша колонна дошла до расположения батальона без проишествий.
В данном бою в роте погибло три человека - командир минометного взвода ст.лейтенант Сианозов С., Ядне Г. и и Яковлев В., было много раненых.
Читать далее...

1 Проклятие пехоты
 

70 ОМСБР